Иски и дела о защите чести, достоинства и деловой репутации — в Украине сравнительно новое явление, в отличие от европейских стран и Америки, где это вполне обычная, стандартная практика. Связаны такие иски с конфликтными ситуациями, возникающими в различных СМИ, а также в ходе публичного общения. Кроме того, защита прав и личности человека является приоритетом современного общества. Одним из видов доказательств в ходе разбирательства служит лингвистическая экспертиза.

Что входит в понятия «честь», «достоинство», «деловая репутация»?

Честь, достоинство и деловая репутация − это родственные категории, определяющие отношение к человеку как к высшей ценности. Данные понятия выражают нематериальные блага, неимущественные личные права, приобретаемые человеком с рождения. Поскольку эти права не имеют имущественного содержания, они не могут подвергнуться денежной оценке. Честь, достоинство и деловая репутация неотделимо связаны с личностью и не могут быть переданы другим лицам.

Честь и достоинство различаются подходом в оценке качеств личности, которые значимы для общества. Если качества личности оценивают окружающие, то тогда необходимо говорить о чести. Если речь идет о самооценке, тогда необходимо говорить о достоинствах личности.

Деловая репутация – это сложившееся у общественности мнение относительно деловых и нравственных качеств человека. Такое мнение основывается на поведении человека, его поступках. При этом деловая репутация не является неизменным понятием.

Какие высказывания подлежат анализу специалиста?

Исследованию специалиста подлежат высказывания, имеющие следующие лингвистические критерии:

  • наличие/отсутствие бранных слов и выражений;
  • наличие конструкций с оскорбительной эмоциональной окраской или оскорбительным значением;
  • присутствие неприличной формы высказывания;
  • наличие сведений о фактах и событиях, выраженных в форме утверждения.

При этом очень важно помнить, что не каждое произнесенное или написанное в чей-то адрес слово является правонарушением, влекущим гражданскую или уголовную правовую ответственность согласно законам Украины.

Что необходимо предоставить специалисту для проведения лингвистической экспертизы по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации?

Специалисту на исследование предоставляют:

  • аудио- и видеозаписи разговоров и выступлений;
  • газетные, журнальные и Интернет-публикации (статьи на сайтах, записи в социальных сетях);
  • книги, брошюры, плакаты, листовки и другую печатную продукцию;
  • зафиксированное на носителе изображение граффити;
  • материалы дела, которые имеют прямое отношение к предмету исследования (в случае, если экспертиза проводится в рамках арбитражного или уголовного процесса).
482-ekspert-za-rabotoj А что для Вас значат честь, достоинство и деловая репутация?

Если анализируется звучащая речь, то ее необходимо дословно расшифровать. Эту процедуру также выполняет специалист-лингвист. Если расшифровка уже предоставлена инициатором экспертизы, то ее необходимо сопроводить носителем с записью. Если необходимо проанализировать печатный текст, то на экспертизу предоставляется издание полностью, вырезка или хорошо читаемая ксерокопия, содержащая предмет исследования и выходные данные. В случае наличия электронной версии издания, можно предоставить ссылку на сетевой ресурс.

Особого внимания требуют материалы Интернет-публикаций. Количество дел об унижении чести, достоинства и деловой репутации возрастает в связи с развитием Интернет-коммуникации. Очень часто люди бывают неосторожны и некорректны в своих высказываниях в пространстве Интернета. Если это статья, то можно предоставить ссылку на сетевой ресурс или принтскрин. В случае анализа текста, помещенного в блоге или сервисе для обмена быстрыми сообщениями (чате), необходимо предоставить не только бумажную версию данного текста, но и электронную. Это обусловлено тем, что Интернет-коммуникация обладает такой специфической чертой, как гиперссылки, которые не могут быть адекватно изучены на бумаге, то есть вне сетевого пространства.

В связи с развитием технологической сферы в качестве доказательной базы по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации могут служить и смс-сообщения. В случае анализа смс-сообщений проводится комплексная экспертиза (лингвистическая и компьютерно-техническая), поскольку важно не только текстовое содержание, но и источник распространения информации, причина их возникновения на данном устройстве.

483-lingvist-izuchaet-knigu А что для Вас значат честь, достоинство и деловая репутация?

Кто является ответчиком в случае признания СМИ виновным в нанесении вреда чести, достоинству и деловой репутации человека?

В рамках лингвистической экспертизы по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации очень важно установление автора или источника, распространяющего мнение. Очень часто в электронных СМИ демонстрируются смонтированные материалы, представляющие высказывания журналистов, а также респондентов. Из-за монтажа высказываний разных лиц может возникнуть спор относительно авторства высказывания.

Увеличение количества исков по поводу унижения чести, достоинства и деловой репутации связано с распространением информации в сети Интернет. Поскольку сайты не регистрируются в качестве СМИ, то ответчиками являются владелец сайта, администратор доменного имени, автор сведений.

Как может быть выражена спорная информация?

Информация, являющаяся предметом спора сторон, может быть выражена следующими способами:

  • В открытой словесной форме, при подаче сведений в виде высказывания или нескольких высказываний.
  • В скрытой словесной форме, когда информация является завуалированной.
  • Информация не выражена прямо, но подразумевается, и участникам коммуникации она известна.
  • Информация может быть скрыта в подтексте: она не присутствует прямо в высказывании, но при этом легко извлекается из него.

Какие вопросы ставятся перед экспертом в ходе лингвистической экспертизы по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации?

  • Присутствуют ли негативные сведения о лице, фирме, учреждении (наименование) в предоставленном информационном материале?
  • В каких высказываниях имеется негативная информация?
  • Если негативная информация имеет место, то в какой форме она выражена: утверждения о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности; оценочного суждения, предположения, вопроса; скрыта в подтексте?
  • Относится ли фраза, высказывание к конкретному лицу?
  • Адресована ли фраза, выражение конкретному лицу?
  • В каких фразах, выражениях, фрагментах текста содержится информация о деловой репутации организации, учреждения, компании, физического, юридического лица?
  • В каком значении употребляется слово «…»?
  • Какими наиболее значимыми и существенными стилистическими и жанровыми особенностями обладает текст публикации?
  • Какие композиционные приемы использует автор публикации? Как используемые приемы характеризуют героев материала, участников разговора?
  • Какова связь фразы, фрагмента, содержащего высказывание о «…», со стилистикой публикации?
  • Имеет ли высказывание, текст публичный характер?
  • Какую коммуникативную направленность имеет текст?
  • Есть ли в анализируемом материале признаки речевой стратегии дискредитации?
  • Унижают ли слова «…», «….» честь и достоинство N?
ВАЖНО!

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту, лучше всего в институт КНИИСЭ, директор Рувин Александр.