Судебная экспертиза – это исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела, находящегося в производстве органов досудебного расследования или суда.

Судебная экспертиза осуществляется “частными” экспертами и “государственными” судебными экспертами – работниками государственных специализированных учреждений. Такими учреждениями являются: учреждения Минюста
(научно-исследовательские учреждения судебной экспертизы), судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Минздрава, экспертные службы МВД, Минобороны, СБУ, пограничной службы. Только они наделены правом проведения
криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Сведения о всех судебных экспертов заносятся в соответствующий Государственный реестр аттестованных судебных экспертов (далее — Реестр). Формально закон не связывает приобретение (возникновение) статуса судебного эксперта именно с внесением записи о нем в Реестра, однако предоставляет право соответствующим органам и лицам назначать судебную экспертизу только тем экспертам, которые внесены в этот Реестр.

Кроме аттестованных судебных экспертов, которых внесены в Реестр, судебную экспертизу могут осуществлять специалисты из определенных областей знаний (кроме криминалистических экспертиз, перечень которых приведены в законодательных актах). Вместе с тем, такая практика не является распространенной в деятельности
судебных и правоохранительных органов.

В криминалистических судебных экспертиз относятся: почерковедческая; лингвистическая экспертиза речи; техническая экспертиза документов; экспертиза оружия и следов и обстоятельств ее использования; трасологическая (кроме исследований следов повреждения одежды, связанных с одновременным причинением телесных повреждений, которые проводятся в бюро судебно-медицинской экспертизы); фототехническая, портретная; экспертиза голограмм;
видео-, звукозаписи; взрывотехническая; материалов, веществ и изделий
(лакокрасочных материалов и покрытий; полимерных материалов; волокнистых
материалов; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; стекла, керамики;
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
спиртосодержащих смесей; почв; металлов и сплавов; наличия вредных веществ
в окружающей среде; веществ химических производств и специальных химических
веществ; пищевых продуктов; сильнодействующих и ядовитых веществ); биологическая.

Недопущение к исполнению указанных видов судебных экспертиз специалистов, которых не внесено в Реестр, выглядит дискуссионным. Вместе с тем, такие лица могут предоставлять заключение специалиста (а не судебного эксперта) и в таком статусе принимать участие в соответствующем юрисдикционном процессе.

В уголовном производстве специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и навыками применение технических или других средств и может предоставлять консультации во время досудебного расследования и судебного разбирательства по вопросам, требующим соответствующих специальных знаний и навыков.

Такой специалист, в отличие от судебного эксперта, не несет ответственности за свои действия на основании статей 384 (заведомо ложное заключение эксперта) и ст. 385 (отказ эксперта без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей в суде или во время производство досудебного расследования) Уголовного кодекса Украины и, соответственно, об этом не предупреждается.

При проведении судебной экспертизы эксперт руководствуется методиками, внесенными в соответствующий Реестр методик (http://rmpse.minjust.gov.ua), который ведется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Доступ к текстам методик, методических рекомендаций, пособий предоставляется распорядителем – Министерством юстиции Украины — по запросам заинтересованных лиц, при этом указанные разработки для судебных экспертов криминалистических видов исследований составляют служебную информацию в соответствии с приказом Минюста от 08.06.2011 № 1537/5.

«Методиками», что используются судебными экспертами в своей деятельности, имеются разнообразные пособия, методические рекомендации и тому подобное. Процедуру аттестации и регистрации методик предусмотрено, в частности, постановлением Кабмина от 02.07.2008 № 595 «Об утверждении Порядка
аттестации и государственной регистрации методик проведения судебных экспертиз».

Под термином «методика судебной экспертизы» можно понимать детально регламентированную программу решения экспертного задания (экспертных задач), которая состоит из последовательных практических и умственных операций, направленных на познание свойств и связей исследуемых объектов (материальных объектов, явлений, событий) и предусматривают применения при этом системы методов и средств, а также правил при проведении экспертного исследования.

Кроме соответствующих методик эксперт использует нормативно-правовые акты и нормативные документы (международные, национальные и отраслевые стандарты, технические условия, правила, нормы, положения, инструкции, рекомендации, перечни, установочные документы Госпотребстандарта Украины), а также действующие республиканские стандарты бывшей УССР и государственные классификаторы, отраслевые стандарты и технические условия бывшего СССР, научно-техническая, справочная литература, программные продукты и так далее.

Определение способа проведения экспертизы (выбор определенных методик и методов исследования) относится к компетенции судебного эксперта. Дискуссионным является вопрос, может ли судебный эксперт выполнить экспертизу по отсутствии в Реестре методик любой методики. Кажется, это остается на усмотрение и ответственность самого эксперта.

Кроме Реестра соответствующих методик утверждаются Минюстом и обновляются перечни рекомендуемой научно-технической и справочной литературы и программных продуктов, используются во время проведения судебных экспертиз и экспертных исследований, которые также используются судебными экспертами.

Вопросы проведения судебной экспертизы (выполнения экспертных исследований и составлении выводов судебного эксперта достаточно подробно урегулированы Инструкцией о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований и Научно-методическими рекомендациями по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований. Инструкция непосредственно регламентирует деятельность экспертных учреждений Минюста и “частных” судебных экспертов, не работающих в этих учреждениях и были аттестованы в качестве судебных экспертов Центральной экспертно-квалификационной комиссией Минюста.

В то же время, практика назначения и проведения судебных экспертиз свидетельствует о наличии определенных пробелов и противоречий при исполнении требований указанной Инструкции.
В частности, в ней не предусмотрены возможности обмена документами между экспертными учреждениями и лицами, которые назначили экспертизу, в электронной форме, что способно было бы значительно ускорить процессы выполнения судебных экспертиз.

Кроме того, чрезмерная регламентация сроков проведения судебных экспертиз, удовольствие ходатайств судебных экспертов и тому подобное не всегда учитывает как специфику отдельных видов судебных экспертиз, так и объективные возможности научно-исследовательских учреждений Минюста и их территориальных отделений. Поэтому, как представляется, Инструкция, наряду с другими нормативно-правовыми актами по вопросам судебной экспертизы, требует доработки.

Определенных корректив требуют также нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы оплаты судебных экспертиз. Так, расчет стоимости судебных экспертиз, исходя из стоимости одного экспорточаса по видам судебных экспертиз (простая, средней сложности, особой сложности), не всегда способен учесть
все обстоятельства той или иной судебной экспертизы и предоставленных объектов исследования  Стоимость одной экспорточаса ежегодно индексируется и утверждается
приказом Минюста.

Отсутствуют четкие критерии определения количества часов на выполнение той или иной экспертизы (экспертного исследования), что нередко приводит к жалобам заинтересованных лиц на необоснованные, по их мнению, счета за проведение судебной экспертизы. Кроме того, усматривается чрезмерным и сам деление судебных экспертиз на вышеуказанные виды.

Кроме того, пока отсутствует легально закреплена возможность предоставления льгот (скидок) по проведение судебных экспертиз для лиц, не имеющих возможности оплатить их стоимость в полном объеме. В то же время, механизмы уменьшения судебных расходов и освобождение от них, предусмотренные, в частности, Гражданско-процессуальным кодексом Украины не всегда работают на практике.

Эти и другие вопросы, связанные с правовым обеспечением судебно-экспертной деятельности, сейчас прорабатываются профильными подразделениями Минюста, в
результате чего должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в
соответствующих актов законодательства.