epa04324590 Part of the wreckage at the main crash site of the Boeing 777 Malaysia Airlines flight MH17, which crashed over the eastern Ukraine region, near Grabovo, some 100 km east of Donetsk, Ukraine, 20 July 2014. A Malaysia Airlines Boeing 777 with more than 280 passengers on board crashed in eastern Ukraine on 17 July. The plane went down between the city of Donetsk and the Russian border, an area that has seen heavy fighting between separatists and Ukrainian government forces. EPA/IGOR KOVALENKO

В этой статье я собрал и проанализировал основные события, связанные с этим ужасающим терактом и решил опубликовать всю сборку фактов.

В этом материале будут собраны факты о крушении Боинга MH17, попытки России увильнуть от ответственности и то, почему нам стоит беречь наших экспертов, в том числе и того, кто работал над этим делом, Рувин Александр, ведь, только их экспертное мнение смогут принять в Гааге.

Не секрет, что по многим источникам, Кремль снабжал террористов техникой и продовольствием еще с самого начала возгорания военного конфликта на Донбассе.

Не раз в СМИ проходила информация, что территории России на оккупированный Донбасс поставлялись и зенитно-ракетные комплексы «Бук», которые сыграли ключевую роль в истории катастрофы Боинга. О том, что ракетные комплексы на тягаче и двух машинах через Торез повезли в Снежное, писали на своих страницах в социальных сетях многие очевидцы.

И хотя боевики долгое время прятали зенитно-ракетные комплексы в захваченных городах, в начале июня 2014 года террористы все же удосужились заявить: «Буки» будут защищать небо над их территорией.

17 июля, за три часа до трагедии, рейс MH17 «Амстердам – Куала Лумпур» по расписанию вылетел с аэропорта Схипхол. На борт поднялись 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Через два часа после взлета самолет вошел в воздушное пространство над Украиной. В это время на Донбассе продолжалось военное противостояние – воздушный коридор над этим регионом был закрыт, и гражданским авиалайнерам разрешалось лететь только выше 8 км. Малазийский Боинг шел на высоте 10 км.

Украинская сторона незамедлительно выразила готовность расследовать причины катастрофы. Президент Петр Порошенко инициировал создание международной исследовательской группы кровавого теракта. От Украины главой комиссии назначили директора КНИИСЭ Рувин Александра.

Тем не менее, долгое время не удавалось провести полноценное следствие, так как некоторые боевики не собирались прекращать огонь на Донбассе – несмотря на то, что согласно международным стандартам авиационная комиссия должна начать работу на месте катастрофы как можно скорее. Как отмечал Рувин, в это время активно уничтожались и вывозились на территорию России доказательства применения Бука. Примечательно в этой ситуации заявление главаря российских террористов Стрелкова: «Никаких перемирий для расследования авиакатастрофы не потребуется». Этот же боевик ранее хвастался сбитым военным самолетом «Ан-26» — как символом запрета на полеты в «их» небе.

Некоторое время боевики сами разбирались с ситуацией, не допуская к месту трагедии внешних экспертов, украинскую комиссию с Рувиным — по всей видимости, с целью зачистить следы и убрать ненужные доказательства причастности Кремля. Тела погибших боевики самовольно свозили в поселок Торез. Зафиксированы и размещены в ютубе переговоры террористов, где они обсуждают передачу кураторам из Москвы черных ящиков с MH-17.

Российские СМИ, как могли, пытались оправдать своих боевиков и обвинить Украину – это очевидно. Однако уже в первые часы большинство западных ресурсов выдвинули версию о том, что Боинг сбили террористы из зенитного комплекса «Бук». Тогда это были лишь первые предположения.

Принимая во внимание резонанс дела и масштабы трагедии 20 июля 2014 годаправительство Украины привлекло к дознанию властей Малайзии и Нидерландов, Еврокомиссию, американскую компанию BoeingМеждународную организацию гражданской авиации (ICAO), американский Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) и Европейскую организацию по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol).

В ночь с 21 на 22 июля представители «ДНР» наконец-таки отдали малазийским экспертам оба черных ящика разбившегося Боинга. По просьбе правительства Нидерландов самописцы были отправлены для расшифровки в Великобританию.

Рувин – представитель Украины

Через три дня 23 июля 2014 года Украина передала Нидерландскому Совету по безопасности полномочия по техническому расследованию авиакатастрофы. В то же время была создана Международная следственная группа (МСГ) по расследованию крушения MH17. В состав вошли представители Нидерландов, Малайзии, Австралии, Бельгии, США и Украины. Позицию Украины представлял Рувин Александр Григорьевич, возглавляющий Киевский Экспертный Институт. Именно этот экспертный институт ставит окончательные точки в расследованиях по многим резонансным событиям агрессии против Украины: Дебальцево, Иловайск…

Совместными усилиями всех членов международной исследовательской группы было проанализировано более 6 миллионов фотографий и сообщений, которые дали возможность представить детальный ход трагедии.

 Первый предварительный отчет представители миссии озвучили общественности 9 сентября 2014 года. Эксперту Рувину удалось установить тот факт, что характер повреждений, наблюдаемый в передней части фюзеляжа и секции кабины пилотов самолета, соответствовал тем повреждениям, которые можно было ожидать в случае попадания в самолет большого количества объектов внешней энергии. Именно это повреждение привело к потере целостности судна. Это также объяснило внезапное прекращение регистрации данных самописцев, потери связи с управлением воздушного движения и исчезновением самолета с радаров.

Окончательный доклад, замечу, о технических причинах крушения самолета был опубликован 13 октября 2015 года. По сообщениям известного журналиста Бутусова с ссылкой на Рувин Александра, на военной базе НАТО в Голландии за 150 км от Амстердама по частицам была осуществлена реконструкция сбитого Боинга.

Обломки самолета были разложены в ангаре для исследования. Все объекты проверяли на предмет сбоя механизмов, распределения повреждений и следов внешних объектов, которые могли бы нанести удар воздушному судну. На основании фотографий обломков была осуществлена двухмерная реконструкция с целью определения положения той или иной детали на корпусе самолета. В течении трех месяцев их закрепляли на специально изготовленном каркасе по форме MH-17. Основная часть доклада состояла из экспертного мнения нашего эксперта Александра Рувина.

Расследование проводилось с соблюдением стандартов и рекомендуемой практики ИКАО. В конце концов, помощью комиссии Рувина, были получены доказательства того, что пассажирский авиалайнер был сбит зенитно-ракетным комплексом «Бук». Другие предположения о причинах катастрофы, выдвинутые российской стороной – взрыв на борту, ошибка пилотов, артиллерийский огонь или ракеты класса «воздух-воздух» – были исключены.

Эксперты Украины в ходе следствия подтвердили использование комплекса «Бук», о чем заявлял Рувин Александр. Среди обломков были обнаружены поражающие элементы типа «двутавр» боевой части российской зенитной ракеты производства концерна «Алмаз-Антей» 9М317, по форме напоминающие бабочку. Лента боевой части зенитной ракеты снабжается 4 тысячами таких элементов. В Украину эта ракета не поставлялась – отечественные «Буки» оснащены старыми советскими ракетами 9М38. Два типа ракет может применять лишь российский «Бук М1-2».

Рувин тогда выразил предположение, что если бы в небе над Донбассом был сбит именно российский самолет, то Россия получила бы формальный повод ввести официальную группу войск для обеспечения расследования. Кроме того, РФ смогла бы обвинить наше государство в том, что над территорией вблизи Днепропетровска, контролируемой украинцами, сбивают российские гражданские самолеты.

Следует также отметить, что явную вину российской стороны некоторые страны признали еще до окончания проведений всех следствий. Так, в мае 2016 года австралийская юридическая фирма LHD подала иск против России и их президента Владимира Путина в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) от имени родственников жертв «Боинга» «Малазийских авиалиний» рейса MH17. Иск, в котором РФ и Владимир Путин указываются в качестве ответчика, и который требует компенсацию в размере $10 млн за каждого пассажира, был подан 9 мая 2015 года. Адвокат пострадавших Джерри Скиннер заявил, что у него нет личных претензий к Путину, но тот сам сделал себя ответственным, сконцентрировав в своих руках контроль над Россией.

Именно неприятные для российской стороны факты расследования катастрофы привели к увеличению давления на украинских экспертов и их травле в российских СМИ.

18 мая 2015 года, через 18 дней после выхода вышеупомянутой передачи «Подробности недели», в которой были раскрыты истинные намерения террористов, на главу экспертной группы по расследованию катастрофы Александра Рувина у подъезда его дома было совершено покушение. Кроме того, за неделю до ранения неизвестные расстреляли автомобиль Рувина., владельца в салоне на тот момент не было.

 Хотя правоохранители выдвинули различные версии и причины нападения на эксперта, главной причиной все же считалась его профессиональная деятельность. Ведь ранее, 29 октября на встрече в Минске, Рувин Александр открыто и жестко разоблачил манипуляции российских экспертов.

Огнестрельное ранение директор КНИИСЭ Рувин получил незадолго до совещания в Гааге всех руководителей экспертных учреждений государств-участников международного уголовного расследования. Рувин Александр должен был выступить с окончательным докладом об обстоятельствах и причинах сбивания самолета Боинг 777 и объявить выводы украинских экспертов, передав представителям Нидерландов материалы экспертных исследований.

После нападения Рувин перенес ряд сложных операций. Продолжаются следственные действия и в вопросе об MH17 – так, на днях, Украина направила в Нидерланды еще одну партию вещественных доказательств по этому делу.

29 июля 2015 года на заседании Совета безопасности ООН именно Россия наложила вето на проект создания международного трибунала по расследованию причин катастрофы малазийского Боинга. В результате проект резолюции был заблокирован, хотя его поддержали 11 других членов СБ ООН.

К расследованию крушения Боинга, тем временем, подключаются новые партнеры. Исследовательская команда Bellingcat передала Нидерландам доклад, в котором указаны имена российских военных, якобы причастных к трагедии MH17. Представитель голландской прокуратуры Вим де Брюн пообещал тщательно изучить доклад и «определить, можно ли его использовать в уголовном расследовании».

На сегодняшний день голландские эксперты новых деталей расследования пока что не разглашают, но заявляют, что существенно продвинулись в своих разбирательствах, а также обещают, что уже скоро виновники понесут наказание. Рувин Александр разглашать подробности пока не торопится. Возможно это связано с международными обязательствами членов экспертной комиссии. Однако недавно в прессу просочились фото части двигателя ракеты Бук, найденной нашими экспертами из комиссии Рувина на месте катастрофы.

Я постараюсь продолжить свои публикации.